Олег Руденко (antkor18) wrote,
Олег Руденко
antkor18

Category:

Сахарный синдикат Павла Харитоненко. Шестая часть. Серафимы

01.jpgВначале 1880-х годов льготные кредиты и дешёвая рабочая сила привели к перепроизводству сахара, что повлекло падение цен на него до 18 копеек за килограмм. Чтобы справиться с этим кризисом российские сахарозаводчики объединились, создав 28 апреля в 1887 года в Киеве САХАРНЫЙ СИНДИКАТ. Иван Герасимович Харитоненко был инициатором объединения и один из его руководителей. Современные историки представляют это как огромное достижение в его карьере, хотя во все времена синдикаты создавались исключительно с целью монополизации рынка, а сегодня во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений.02.jpgЧтобы поднять цену на сахар, синдикат, объединивший 203 завода, ограничил его поступление на внутренний рынок за счёт квот, а остальную продукцию сахарозаводчики обязались продавать на внешнем рынке. Вдобавок ко всему они обратились к правительству с просьбой о дополнительном обложении этого продукта, выпускаемого на внутренний рынок сверх заранее установленной нормы. После таких мер, цена на сахар увеличилась почти вдвое до 34 копеек. Несложно предположить, что это в первую очередь ударило по карману простого народа, ведь месячная зарплата рабочих в среднем по всей стране составляла всего 13 рублей.03.jpgЧто парадоксально, пока одни евреи в тандеме с властью зарабатывали сверхприбыли, другие любыми способами боролись с существующим строем. 1 марта 1887 года «Террористическая фракция» планировала осуществить покушение на Александра III. Его предотвратили, а организаторов арестовали. Пятеро из них были казнены, в том числе старший брат Ленина - Александр, который по отцу был Ульянов, по матери Бланк, а дед братьев по материнской линии был Израиль Мошевич Бланк.04.jpgПрограмма народовольческой группы, в которую входили в основном студенты иудейской национальности, шла вразрез стремлений Харитоненко, и предполагала национализацию земли, предприятий и, как конечная цель, установление социалистического строя. Через 30 лет им это полностью удастся, и они отберут у сахарного короля практически всё.05.jpgБорьбу евреев с царской властью, при которой их всегда притесняли и ограничивали в правах, принято считать борьбой русского народа против эксплуататоров. Однако главный нюанс во всей этой ситуации в том, что Романовы тоже были евреями, но только другими. Это как раз те страницы истории, которые не включены в школьную программу.06.jpgВкратце, евреи делятся на две основные субэтнические группы иудеев – ашкеназов и сефардов. Большинство евреев (80%), происходящих из европейских семей, проживали на территории современной Германии и считались ашкеназами. А вот еврейские семьи, связанные с Испанией или арабскими странами – это сефарды.07.jpgПоследние ещё со средних веков, считали себя еврейской элитой и в отличие от своих собратьев были хорошо образованными и обеспеченными людьми. Где бы ни пересекались эти две общины, они всегда жили обособленно друг от друга, а смешанные браки между их представителями были крайней редкостью. И хотя суть иудаизма одинакова для всех евреев, в традициях у них существуют значительные различия.08.jpgДо государственного переворота 1917 года власть в России была в руках евреев Гольдштейн-Готторп-Романовых, под официальным флагом которых было написано: "Родительский дом - Дом Ольденбургов".9.jpgОльденбурги это вассалы царского дома Габсбургов, которые были СЕФАРДСКИМИ евреями.10.jpgГерб Дома Габсбургов чёрно-жёлтый, такой же, как имперский герб России.11.jpgЭто был самый известный аристократический род в Германии, сыгравший исключительно важную роль в мировой истории.12.jpgЗа несколько столетий Габсбурги из маловлиятельного графского рода превратились в первое семейство Европы, секрет которых был в заключение невероятно выгодных браков. К ашкеназам сефарды относились с высокомерием и неким пренебрежением, называя их не иначе как жидами.13.jpgНа протяжении своего правления Романовы, всеми силами старались сдержать их расселение по всей территории России. Для этого они придумали ЧЕРТУ ОСЕДЛОСТИ, попасть за которую можно было только на определенных условиях. Часть евреев воспользовались лазейкой в Российском законодательстве, где национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений.14.jpgС 1859 года селиться за пределами черты оседлости могли не только «выкресты», но и купцы I гильдии. С 1861 года евреи-купцы II гильдии могли жить в Киеве, а в Николаеве, Севастополе и Ялте — все три гильдии купцов. С 1865 года за чертой оседлости разрешили селиться ремесленникам-евреям, с 1867 года отслужившие в армии, а с 1879 акушерам и ветеринарам. Родоначальник династии Харитоненко приспосабливался гораздо основательнее: он сменил фамилию, вероисповедание и записался в купеческую гильдию задолго до этих послаблений.15.jpgВ 1888 году отец Павла - Иван Герасимович «отстроит» и подарит нашему городу трёхэтажное здание под Духовное училище. Как это было "принято" в XIX веке один этаж был ниже фундамента.16.jpgВ том же году его мать - Наталья Максимовна передает дом, доставшейся ей в наследство, под Детский приют, который будет носить её имя. Подробно об этих двух «прикопанных» зданиях рассказывается в 9 части биографии Ивана Харитоненко. Стоит только добавить, что самого Павла Ивановича, у которого не было педагогического образования, назначили в этот приют директором. И, конечно же, историки не усматривают в таком семейном подряде коррупционных схем, которые позволяли уходить от налогообложения.17.jpgСпустя семь месяцев в роду Харитоненко случился поистине праздник – 9 января 1889 года родился наследник, которого назвали Глеб. На этом информация о нём заканчивается, потому, как умер он в раннем детстве. Представить, как выглядел мальчик, до того как нашёлся его бюст в Париже, можно было лишь по миниатюре на портрете его матери, сделанном художником Франсуа Фламенгом.18.jpgЗабегая немного вперёд, следует отметить, что точная дата его смерти неизвестна и предположительно произошла между 1893 и 1899 годами. В воспоминаниях Т.М. Кардиналовской, дочери генерал-лейтенанта артиллерии Русской императорской армии, рассказывается о девушке Киле, которая служила в няньках у Харитоненко и ухаживала за маленьким Глебом. С её слов мальчик умер в пять лет после того как заболел скарлатиной.19.jpgПохороны были пышными, гроб был не то из серебра, не то из золота, и весь путь от церкви, где отпевали тело, до кладбища был устлан персидскими коврами. Причём происходило это не Сумах, а в Харькове, и она якобы видела на кладбище могилу маленького Глеба с мраморным памятником.20.jpgСкарлатина это бактериальное заболевание, которое распространяется воздушно-капельным путем, и в XIX веке больше всего от неё умирали дети в возрасте от 5 до 15 лет. В свою очередь историки пытаются обосновать собственную версию, по которой первый сын Павла Ивановича умер от аппендицита в возрасте 8 лет. При этом первая операция по удалению аппендикулярного гнойника в России была проведена ещё в 1888 году.21.jpgПо большому счёту любая из этих причин не объясняет скрытость в датировке смерти мальчика, когда неизвестен даже город в котором это произошло. Логично предположить, учитывая состояние семьи Харитоненко, что они пользовались услугами лучших врачей. В любом случае, кто-то же его лечил или оперировал, выдавал заключение о смерти и делал запись в метрической книге. В конце концов, должны были быть участники и свидетели похорон, сама могила, памятник и табличка с указанием даты рождения и смерти.22.jpgЗинаида умерла спустя 4 месяца после рождения своего брата Глеба - 7 мая 1889 года. Как оказалось на эту тему написано очень много научных работ, основная цель которых убедить всех в том, что она скончалась от дифтерита. Версию с утоплением историки называют не иначе как легендой и приводят массу доводов, что и фонтан якобы был неглубокий, да и Зина в 8 лет была не таким уж маленьким ребёнком. Кстати тот злополучный фонтан простоял до 1970-х годов, после чего был демонтирован, оставив после себя только очертания.23.jpgНо больше всего их раздражают заявления, что семья Харитоненко подкупила священника, чтобы он указал в метрической книге не столь трагическую причину смерти девочки. По их мнению, эти события происходили в другое время, когда действовали другие законы, и официальному лицу, да еще духовного звания, за такой подлог светили далеко не Канары... Конечно же, ссылка в монастырь, а именно такое максимальное наказание грозило им, тяжело назвать курортом. Правда оно не идёт ни в какое сравнение с наказаниями для простых смертных, которым за богохульство грозило клеймение и каторга до 15 лет.24.jpgВ записях метрической книги, исследователей заинтересовала не столько причина смерти, сколько то, что Зинаида умерла 7 мая, а 8-го она уже была погребена. По православному обычаю покойника хоронят на третий день. Считается, что именно в эти дни душа умершего пребывает в кругу семьи, следующие 6 дней, познаёт загробный мир, а на 9 день дух почившего отправляется в мытарства, где проходит сквозь сонм собственных прегрешений.25.jpgСо стороны походит, что семья Харитоненко спешила придать тело земле, словно пытаясь скрыть какие-то доказательства. При этом честный протоиерей и псаломщик (дьячок) Петр Пономарев, который вместе с ним проводил погребение, не забили по данному факту тревогу. По всей видимости, эти духовные лица были прекрасно осведомлены, что по еврейским обычаям родственники умершего обязаны оберегать тело от анатомического вскрытия. И если нет на то особо важной причины, иудеи должны организовать похороны в этот же день или на утро следующего дня (кроме субботы или праздников).26.jpgС точки зрения иудейских канонов, очень важно быть похороненным рядом с другими представителями своего народа. Именно поэтому Зинаиду предали земле на Петропавловском кладбище, где, как известно, был отдельный участок для погребений евреев.27.jpgОн находится в глубине городского кладбища, скрыт от посторонних глаз и знают о нём лишь немногие. Основное отличие иудейских памятников - это отсутствие привычных крестов, вместо которых надгробия в виде деревьев с обрубленными ветвями и граненые каменные столбы, с надписью на иврите.28.jpgОднако самый загадочный объект на кладбище - это небольшое кирпичное строение, который принято считать склепом.29.jpgКраеведы не могут назвать ни дату постройки, ни кем он возводился, и каково было его точное предназначение. Туда бы водить туристов, однако существование пирамиды не вписывается в придуманную ими историю города. По этой причине она и находится в таком плачевном состоянии, а многие жители Сум даже не подозревают о её существовании.30.jpgЧерез две недели, после того как похоронили Зину, 21 мая 1889 года её отец Павел Иванович удостоился ордена Святого Станислава II степени. В среднем награды настигали его каждые три года, ведь быть попечителем, церковным старостой, гласным и числиться директором в приюте своей матери это, конечно же, большой подвиг.31.jpgА вот присутствовал ли Харитоненко-старший на похоронах Зинаиды под большим вопросом, ведь за день до её смерти в Париже открывалась Всемирная выставка, на которой он должен был присутствовать как участник. Она была четвертой на территории Франции, и последней, на которой побывал Иван Герасимович. Оттуда он привёз лишь почётный диплом, однако через год 28 апреля 1890 года его ждала главная награда по духовному ведомству - орден Святого Станислава I степени. Не зря же благодетель принимал участие в «строительстве» Духовных училищ в Сумах, Харькове и Купянске.32.jpgВ том же году Иван Герасимович недалеко от Павловского рафинадного завода в Сумах возвёл дифтеритный и сифилисный бараки. Правда на этот раз знаменитый меценат, который двумя годами ранее с лёгкостью мог позволить себе построить для города 2½ этажное училище, решил сэкономить и сделать их деревянными на каменном фундаменте. Кирпичным кожно-венерологический диспансер стал только в советское время и тоже оказался с полуподвальными окнами.33.jpgПредположительно в 1890 году обеих старших дочек Павла Ивановича отдали на обучение в Московский Екатерининский институт. По первоначальному уставу в него принимали девушек из малообеспеченных дворянских семей, а также семей военных. Как известно, Харитоненко не состоял на военной службе, а право на потомственное дворянство он получит только через девять лет.34.jpgКакое то время при институте действовало отделение для девиц из других сословий — дочерей обер-офицеров, мещан и прочих, но оно просуществовало до 1842 года. Потом его выделили в самостоятельное Мещанское училище, на основе которого в 1891 году открыли Александровский женский институт. Вероятно при зачислении девочек сыграли связи семьи, а также дворянское происхождение их матери.35.jpgВ заведение принимались девочки 10-11 лет, как раз того возраста, которого достигли дочери Павла Ивановича. Институтский курс делился на два класса - младший и старший, в каждом из которых ученицы должны были пробыть по три года. Правда, если старшей Елене одиннадцать стукнуло ещё в марте, то младшей Наталье полных десять исполнилось только в ноябре. Несмотря на это, надо полагать, устраивали их туда одновременно, ведь вдвоем сестрам было однозначно легче учиться и поддерживать друг друга.36.jpgА взаимопомощь им была просто необходима, учитывая суровое воспитание послушниц, у которых день начинался в 6 утра, а заканчивался в 9 вечера. Все остальное время отдавалось учёбе. Программа включала в себя русскую словесность, Закон Божий, арифметику, географию, общую и естественную историю, физику, французский и немецкий языки, на которых ученицы обязаны были говорить через день между собою. Кроме того преподавались музыка, рисование и рукоделие.37.jpgВ общем, режим дня был строг и насыщен, но зато, окончив Екатерининский институт, девушки имели большие шансы быть приглашены к царственному двору и стать, например, фрейлинами.38.jpgТретий этаж главного корпуса был отведён под устройство дортуаров (общих спален) воспитанниц.39.jpgОбучение танцев происходило в концертном зале.40.jpgА вот классные комнаты, оформленные в различных цветовых тонах, располагались в бывших гостиных. В этом нет ничего удивительного, ведь когда-то это была усадьба Салтыковых, которая использовалась как хозяйство для выращивания садовых культур с целью продажи! Содержание дворца стало непозволительной роскошью, и в 1877 году российская казна выкупила его за 25 тыс. рублей для обустройства Инвалидного дома по уходу за неимущими офицерами.41.jpgСпустя четверть века в 1802 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны – матери Александра I и бывшей супруги Павла I здесь было решено открыть институт благородных девиц,  подобно Смольному в Санкт-Петербурге.42.jpgВ 1891 году Павел Иванович доставил из Франции по железной дороге памятник на могилу своей дочери Зины изготовленную скульптором с мировым именем - Онезим-Аристид Круази (1840 -1899). Этот французский скульптор, известен своими бронзовыми военными статуями, но наибольшую популярность ему принесла мраморная композиция Le Nid (Гнездо), изображающая двух детей спящих в кресле.43.jpgПрежде чем попасть на Петропавловское кладбище в наш город данная композиция демонстрировалась на Парижской выставке в Салоне 1891 года.44.jpgСогласно каталогу эта работа выставлялась под номером 2418 и называлась “Deux Anges” (Два Ангела). На ней изображен Серафим с распростертыми крыльями, который в складках длинной плавающей туники уносит на небеса умершего ребенка.45.jpgВ иудейской и в христианской религии Серафимы это ангелы наиболее приближённые к Богу, хотя само слово «САРАФ» пришло из древнееврейского языка и имеет несколько значений: пылающий, огненный; летающий змей или змееподобная молния.46.jpgДанная статуя, по утверждению одних историков, была предварительно заказана у знаменитого скульптора, по версии других – куплена уже готовой. Есть ещё одна теория, которая предполагает, что в 1891 году Круази по договоренности с сахарозаводчиком доработал лицо девочки, придав ему портретное сходство с Зинаидой.47.jpgВ общем, вариантов много, но не один из них не объясняет, почему у девочки левая рука лежит поверх правой. Эту оплошность историки пытаются списать на незнание скульптором, который был католиком, тонкостей православных обычаев.48.jpgОднако здесь они слукавили, ведь положение скрещенных рук на груди в обеих церквях, когда молятся или хоронят усопшего, одинаковое.49.jpgАристид Круази создавал свои работы так, как это делали его коллеги на протяжении многих веков, и положение рук не имело принципиального значения. Что до Харитоненко, которые крестились только для вида, можно с большой долей вероятности утверждать, что они даже не обратили внимание на такую мелочь… 

Конец шестой части
Tags: 1887, 1888, 1889, 1890, 1891, deux ange, Александр III, Аристид Круази, Габсбурги, Глеб Харитоненко, Гольдштейн-Готторп-Романовы, Европа, Екатерининский институт, Зинаида Харитоненко, Иван Герасимович Харитоненко, Ленин, Москва, Ольденбурги, Павел Иванович Харитоненко, Петропавловское кладбище, Российская Империя, Серафимы, Сумы, Т.М. Кардиналовская, Ульянов, ашкеназы, два ангела, история города Сум, сахарный синдикат, сефарды, террористическая фракция, усадьба Салтыковых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments