Олег Руденко (antkor18) wrote,
Олег Руденко
antkor18

Category:

Другая история цепных мостов Будапешта и Киева. Часть шестая: Будайский туннель 1856

00.jpgЗакончив строительство крепости на горе Геллерт, в 1854 году городские власти Буды продолжили работы по возведению тоннеля под Замковой горой.01.jpgУвидеть, как это происходило, к сожалению, не получится, т.к. не сохранилось ни фотографий, ни даже гравюр, на которых был бы запечатлён хоть один рабочий момент.02.jpgИнтересно, что план строительства прохода был одобрен и упомянут в газетах уже в 1845 году, когда у подвесного моста по хронологии ещё не было даже перекрытий.03.jpgНесмотря на то, что на тот момент у горожан не было крупногабаритного транспорта, кроме обычных телег и повозок, туннель решили строить с размахом, так сказать на перспективу.04.jpgЕго ширина составляет 9,5 метров, основная высота посередине 7,83 метра и увеличивается до 10,6 метров к входам для увеличения освещения.05.jpgОднако надо учитывать, что внутри проход имеет подковообразный кирпичный свод с толщиной стен от 82 до 100 см. Следовательно, чтобы уложить кирпич, рабочие должны были делать проход гораздо шире и выше.06.jpgНигде не указывается, кто был поставщиком, и какое количество строительного материала пошло на возведение туннеля, хотя для XIX века это вполне обычное явление - взять несколько миллионов кирпича просто из воздуха.07.jpgНо прежде, чем каменщики приступили к своей работе, горнопроходцы выбрали порядка 33 тыс. кубов каменной породы, которая пошла на сооружение набережных Дуная.08.jpgПравда для этого известковый туф надо было вывезти, доставить на берег и обработать, ведь для укладки причалов использовали камень с правильными формами.09.jpgОтветственного за строительство дунайский мостовых историки назначили Ференца Рейтера.10.jpgКроме этого имя инженера связывают ещё в создании одного из наиболее важных маршрутов в центре Пешта – Гранд Бульвара, а также с разработкой плана городской канализации.11.jpgОднако вначале вместо нынешнего Большого бульварного кольца, которое тянется от моста Петёфи до моста Маргит, Ференц Рейтер предлагал построить судоходный канал, план которого зародился у него ещё в далёком 1842 году.12.jpgОтделенный от реки шлюзовыми воротами, он должен был быть восьми футов в глубину (2,5 м) и сто двадцать футов в ширину (36 м), так чтобы через него могли пройти самые большие дунайские суда того времени.13.jpgРаньше это было высохшее русло рукава Дуная, также известное как ров Ракоша. Долгое время он использовался местными жителями для отвода дождевой воды, а также как канализация, отчего нечистоты застаивались и приводили к большим проблемам.14.jpgОдним словом Пешта и Буда выглядели не так, как это привыкли рисовать художники.15.jpgДва города с многовековой историей, в которых в середине XIX века уже насчитывалось порядка 200 тыс. человек, по официальной версии жили без системы очистки сточных вод с грязными улицами и открытой канализацией, которая сбрасывалась в воды Дуная.16.jpgВ роскошных по своей архитектуре зданиях построенных ещё в XVII - XVIII веках не было воды.17.jpgГородской водоканал в столице Венгрии будет основан только в 1868 году, а все жилые дома города подключат к муниципальному водоснабжению только после очередной вспышки брюшного тифа в 1888 году.18.jpgВ общем, вода была в уличных колонках или в водоразборных фонтанах, и развозилась по дворам водовозами.19.jpgЖители были вынуждены ежедневно вёдрами носить воду на верхние этажи без лифтов, чтобы приготовить себе обед.20.jpgТак как удобств в квартирах не было, для того чтобы сходить по нужде обладатели шикарных квартир были вынуждены спускаться во двор.21.jpgА с заходом солнца всё это делали впотьмах со свечами или масляными лампами.22.jpgК тому же у горожан отсутствовало центральное отопление, и они должны были каждый год запасаться дровами на зиму.23.jpgВпрочем, дрова или уголь нужны были круглогодично, потому, как хозяйкам нужно было готовить пищу или, к примеру, нагреть утюг.24.jpgА ещё нужно было греть воду, чтобы мыть посуду, стирать бельё и купать детей.25.jpgИ это не говоря о холодильниках, отсутствие которых должно было вынудить жителей многоэтажных домов оборудовать себе погреба-ледники.26.jpgНе лучше дела обстояли и в Лондоне, где с 1815 года сточные воды со всего города было разрешено сбрасывать в Темзу и отсюда же брали воду для умывания и приготовления пищи.27.jpgЖаркое лето и отсутствие централизованной канализации в 1858 году привели к загрязнению реки, в также прилегающих территорий фекалиями и отходами. В историю города это событие вошло как Великое зловоние, вынудившее городские власти заняться «строительством» коллекторов, а также насосной станции в Кросснесс.28.jpgКанализационную систему откопали спланировали и запустили возвели всего за шесть лет.29.jpgПри этом станция, которая на сегодняшний день является частью действующей канализационной системы Лондона, оказалась больше похожа на шедевр архитектурного искусства.30.jpgЕжедневно её посещают сотни туристов, а единственный работающий насос станции, вес шатуна, которого достигает 47 тонн, а маховика 52 тонны, до сих пор считается одним из крупнейших в мире.30а.jpgВ тоже время, если почитать книгу Лайза Пикард «Викторианский Лондон. Жизнь города», то оказывается, что быт у англичан был не такой уж примитивный. Они не только принимали ванну, для этого у них были немыслимые для той эпохи технологии для нагрева воды.
31.jpg
В 1842 году «Журнал наук и искусств» писал: «В последнее время в Лондоне появилось множество медных и оловянных ванн с небольшим водонагревателем, крепящимся с одного конца и помещенным в кожух, по которому циркулирует вода, пока вода в ванне не нагреется до нужной температуры, после этого нагреватель следует выключить».32.jpgНо были и другие варианты, скажем, непосредственное тепловое воздействие на ванну оказывал «Волшебный нагреватель» Дефриза, который с помощью недорогого газа нагревал ванну за шесть минут.33.jpgПравда изучать эти технологии никто не спешит. Напротив, о них стараются вообще не упоминать, а со школьной скамьи нам внушают, что всё то, без чего немыслимо наше существование в современных многоквартирных домах, вошло в обиход только в конце XIX века.34.jpgХотя если полистать каталог сантехники за 1888 год, приходишь к выводу, что это направление не было в зачаточном состоянии.35.jpgА дизайн ванных комнат вызывает неподдельное восхищение.36.jpgИтак, в 1853 году в будущей столице Венгрии, как и во всей Европе, напрочь отсутствуют инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование коммунального хозяйства. Однако вместо того, чтобы заниматься улучшением бытовых условий жителей, городские власти в Пеште хотят прокопать канал, а в Буде пробурить туннель.37.jpgПричём средств на проход надо полагать не жалели и для практичности его облицевали мраморными плитами по двум сторонам на высоту трёх метров.38.jpgЧтобы понять, почему его строительство стало вдруг первостепенной задачей для города, надо присмотреться к датировкам происходящих событий.39.jpgПервое что обращает на себя внимание - туннель под Будайской крепостью «пробурили» к началу Крымской войны осенью 1853 года.40.jpgЭто можно было бы списать на совпадение, однако для пешеходного движения туннель открыли в марте 1856 года, сразу после её окончания, и на протяжении двух с половиной лет, что шли военные действия, строительство прохода не приостанавливали.41.jpgУчёные могут возразить, что Австрия хоть, и вынуждена была держать 300 тыс. армию на границе, дабы не дать русскому царю перебросить резервы в Севастополь, в прямых столкновениях с Россией не участвовала. Следовательно, финансовых потерь не несла и могла позволить себе продолжить проект.42.jpgОднако Франция, несмотря на то, что её войска непосредственно участвовали в Крымской войне, как ни в чём не бывало, в 1855 году организовывает грандиозную по своим масштабам Всемирную выставку.43.jpgОна проходила с 15 мая по 15 ноября и превзошла по размаху и затратам лондонскую предшественницу, для чего в Париже спроектировали и выстроили Дворец Промышленности.44.jpgВыставку, в которой участвовало 27 стран, посетило более 5 млн. человек. Складывается ощущение, что её проведение служило подобием ширмы, чтобы отвлечь внимание общественности от происходящих событий в мире.45.jpgВ это же время королева Англии вместе со своим мужем и старшими детьми наносит визит Наполеону III.46.jpgПричём её пребывание в Париже с 18 по 26 августа, совпало с усилением обстрела Малахова кургана, после чего Севастополь, представлявший к тому времени груду развалин, был оставлен русскими войсками.47.jpgПринято считать, что его уничтожили обычными осадными орудиями, стволы которых были даже не нарезными.48.jpgНесоответствие, между техническими характеристиками оружия и его последствиями хорошо видно на примере обстрела Одессы в 1854 году союзническими кораблями, в котором как оказывается, принимали участие ракетные катера.49.jpgОднако в данном контексте подобные нестыковки вырисовываются даже на фоне уровня развития столицы Франции и столицы будущей Венгрии. Если в Буде приступили к строительству туннеля, не имея даже уличного освещения, то в Париже, судя по визиту королевы, электричество было задолго до его официального открытия.50.jpgВероятно, поэтому вместо фотографий её пребывания сплошные картины, хотя в это же время всем известный Роджер Фентон находился в Крыму и делал скучные снимки быта британских военных, которые сегодня считаются уникальными и редкими.52.jpgА ведь иллюминация присутствовала везде, где бы ни появлялась королева Виктория. На гала-представлении в Парижской опере.53.jpgВ Версале на ужине в зале зрелищ.54.jpgИли в Парижской Ратуше.55.jpgВ общем, французы старались на славу, чтобы удивить королеву пышной иллюминацией и фонтанами с подсветкой. Хотя несмотря на очевидность того что это не свет от тысячи свечей, отсутствие фотографий всегда даёт возможность скептикам списать всё на воображение автора, желавшего приукрасить торжества.56.jpgА в это же время рабочие в Буде, пользуясь лишь масляными лампами, возводили туннель буквально «стахановскими» темпами, завершив его строительство за три года. И это при том, что Адам Кларк умудрялся регулярно нарушать указания руководства общества и отступал от намеченного проекта.57.jpgКонечно же, такое невозможно при строительстве сложного инженерного сооружения, но вполне допустимо, если его просто раскапывали.58.jpgВозможно, туннель стал непригодным к использованию после наводнения, которое обрушилось на Пешт и Буду 13 марта 1838 года.59.jpgВ результате стихийного бедствия погибло 400 человек, а самая высокая вода была отмечена на высоте 2,6 метра.60.jpgПочти 15 лет проход находился в заброшенном состоянии, однако в ходе подготовки военных действий, он понадобился для переброски войск и снабжения.61.jpgНе зря историки упоминают, что Австрийский император выдал разрешение на его строительство с условием, если армия в дальнейшем будет иметь возможность беспрепятственно пользоваться тоннелем. Можно подумать военным мог кто-то запретить это сделать.62.jpgВ срочном порядке власти города приступили к ремонту прохода, хотя основную проблему с водой, просачивающуюся с горы, они так и не смогли решить.63.jpgДренажные шахты, были забиты, а из-за капающей с потолка воды, пешеходам до 1873 года на входе туннеля даже выдавали зонтики.64.jpgОказалось, что над тоннелем в Замковой горе находится огромная система пещерных подвалов, которые раньше назывались «турецкими погребами».65.jpgИх протяжённость более 10 км, и в них находилось около 80 колодцев, которые обитатели Будайского замка строили для хранения воды ещё с XIII века.66.jpgЗабавно, что жители города столько лет даже не подозревали о существовании пещер, а их серьезное исследование началось лишь в 1908 году.67.jpgПричём это также касается и т.н. Цитадели, в которой есть множество подземных ходов, благодаря которым можно оказаться за пределами горы Геллерт в разных частях Будапешта.68.jpgАдаму Кларку, который углублял русло Дуная, строил подвесные мосты, туннели и был экспертом в пароходах, к заслугам приписали ещё и создание портала с восточной стороны туннеля в стиле неоклассицизма.69.jpgА вот западные ворота в стиле романтизма придумал уже Лайош Фрей.70.jpgОсобенность этого входа заключается в том, что при его строительстве городским властям пришлось бы снести и перестроить часть домов.71.jpgВедь, кроме того, что рабочим необходимо было место для строительной площадки, здесь должна была пройти дорога.72.jpgКарта 1850 года демонстрирует плотную застройку жилых домов на месте предполагаемого строительства западного туннеля.73.jpgЛогично предположить, что это была чья-то собственность, и Наместнический совет, прежде чем приступить к сносу домов, вначале должен был согласовать этот вопрос с их жильцами.74.jpgОднако ни в одних источниках нет упоминаний на эту тему, а на всех последующих планах города здания располагаются уже вдоль дороги, словно так было всегда.75.jpgПричём если судить по т.н. полуподвальным этажам - эти дома никто не перестраивал.76.jpgСкорее наоборот. В некоторых домах нижние этажи пришлось откапывать.77.jpgВозможно, они оказались засыпаны одним и тем же грунтом, который не давал возможности пользоваться проходом под Замковой горой.78.jpgК слову, как указано в исследованиях от 3 января 1895 года, в подвалах Будапешта обитало 25 120 человек, или 5,36% жителей.79.jpgВот только нигде не объясняется, откуда у города, у которого ещё полвека назад не было никаких коммуникаций, взялось такое количество подвалов.80.jpgОбщая стоимость туннеля составила 524 тыс. форинтов, что было в 12,5 раз дешевле строительства самого моста, и до 1918 года проход по нему также был платным.81.jpgПо какой-то причине историки решили, что строить подземные сооружения гораздо дешевле, чем мосты на воде, хотя делать это могла только высокоразвитая цивилизация, для которой не существовали финансовые или технические трудности.82.jpgВ противном случае стационарную переправу строили бы сразу, чтобы обойти гору, там, где сегодня находятся мосты Эржебет или Маргит.83.jpgНо самое забавное оказывается, что в то время когда в Будапеште строили подвесной мост, в Париже их сносили как устаревшие.84.jpgВ 1856 пешеходную переправу Pont d'Arcole через реку Сена, соединявшую здание городской мэрии Hôtel de Ville на правом берегу с Hôtel-Dieu на острове Сите разобрали и заменили железным мостом шириной 20 метров.85.jpgСделано это было на следующий год после посещения королевой Виктории столицы Франции.86.jpgА через 15 лет в 1871 году здание Парижской ратуши превратили в руины тем же оружием, которым был разрушен Севастополь.87.jpgПричём на этот раз всё списали на немцев, у которых в это время тоже не было в городах ни воды, ни центральной канализации…

Конец шестой части

Tags: 1833, 1838, 1845, 1849, 1853, 1855, 1856, Hôtel de Ville, Hôtel-Dieu, pont d'arcole, Адам Кларк, Англия, Буда, Будайский туннель, Будапешт, Великое зловоние, Венгрия, Всемирная выставка, Гранд Бульвар, Дворец Промышленности, Дунай, Дунайская пароходная компания, Замковая гора, Иштван Сечени, Кросснесс, Крымская война, Лайза Пикард, Лайош Фрей, Лондон, Маргит, Наполеон III, Одесса, Париж, Пешт, Роджер Фентон, Россия, Сена, Ференц Рейтер, Эржебет, викторианская эпоха, гора Геллеус, городская канализация, королева Виктория, наводнение, ров Ракоша, цепной мост, цитадель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments