Олег Руденко (antkor18) wrote,
Олег Руденко
antkor18

Categories:

Сахарный синдикат Ивана Харитоненко. Пятая часть

00.jpgМожно долго удивляться невероятным темпам строительства, с которыми Иван Харитоненко возводил свои заводы. Однако, если проанализировать историю второй половины XIX века, то можно заметить, что это была общая тенденция того времени.01.jpgПромышленные предприятия появлялись не просто на пустом месте, но и в рекордно короткие сроки образовывали вокруг себя целые города. И наглядным примером этому служит история посёлка Юзовка.02.jpgДата её основания считается 1869 год, когда в богом забытую степь Александровской слободы с населением всего 169 человек, прибыл англичанин по фамилии Джон Юз для организации строительства Металлургического завода.03.jpgСпустя всего ТРИ года постройка завода была завершена, и вначале 1872 года в доменных печах началась выплавка чугуна.04.jpgЧерез 15 лет население увеличится в 50 раз, а сам рабочий посёлок превратится в один из важнейших индустриальных центров. Такова вкратце история города Донецка.05.jpgНо если внимательней  присмотреться к биографии Джона Юза, известного в Британии коллекционера древних артефактов, то выяснится, что приехал он за 3 тыс. километров вовсе не строить.06.jpgИз семи десятков британских работников, привезённых Юзом из родного Уэльса, лишь немногие знали и понимали свое дело.07.jpgОднако это было неважно, ведь они, и нанятые в округе крестьяне, попросту занимались масштабными раскопками.08.jpgВся концепция строительства Джона Юза основывалась на точном знании, где копать и что искать.09.jpgЭтим и подтверждается та уверенность акционеров «Новороссийского общества» в положительном исходе дела, для которого было собрано порядка 3 млн. рублей (97 млн. долларов).10.jpgИсторики пытаются убедить нас в обратном, что до начала строительства там не было ничего, кроме единственной мазанки.11.jpgПодъездные пути отсутствовали. Все материалы и технику доставляли от ближайшей железнодорожной станции на телегах, запряженных волами.12.jpgА саму Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу, лишь по случайному совпадению, проложили буквально к приезду Юза.13.jpgНе успели выдать концессию на её строительство в марте 1868 года, как уже через 21 месяц состоялось её открытие!14.jpgУчитывая, что общая протяжённость дороги 814 км, рабочие должны были укладывать 1220 метров железнодорожного полотна в день.15.jpgПри этом к её открытию в крупных городах успели выстроить железнодорожные вокзалы.16.jpgНа сегодняшний день такая скорость укладки возможна только с применением современных технологий, и в этот расчёт не берётся подготовка земляного полотна и балластировка! Яркий пример того, как исторические факты подгонялись под заранее заданные временные интервалы и конкретных людей.17.jpgУдивительно, но у истории строительства Павловского рафинадного завода похожая легенда. Единственна магистраль, проходившая тогда через Сумской уезд, была Курско-Киевская железная дорога, открытая в 1868 году.18.jpgДо её ближайшей станции Ворожба около 50 км. Помимо того, что вначале надо было как-то доставить промышленное оборудование для производства, после запуска завода необходимо было наладить постоянный вывоз продукции. Ведь предприятие Харитоненко производило до 5 млн. пудов (82 тыс. тонн) сахара в год.19.jpgПредположим, что его транспортировали на телегах. Но доставлять такое количество рафинада по не размытой дождями грунтовой дороге можно, нагрузив повозку максимум до 800 кг. Учитывая, что завод производил до 225 тонн рафинада в сутки, ежедневно понадобилось бы делать по 280 ходок в обе стороны. А это почти 100 км при любых погодных условиях.20.jpgВ противном случае, готовая продукция накапливалась в складских помещениях, которую рано или поздно всё равно бы пришлось реализовывать и вывозить. И не забываем про необходимость снабжения предприятия топливом и сырьём.21.jpgВыход сахара из 1 тонны корнеплодов после обработки составляет приблизительно 100-150 кг. Значит, сахарной свеклы для его получения понадобилось бы в 7 раз больше!22.jpgСправиться с таким объёмом могла только железная дорога, но на картах такие местные коммерческие линии не обозначались. В те времена официально указывались железнодорожные маршруты, которые были приняты в постоянную эксплуатацию. Линии с временным движением, а также ведомственной принадлежности, и лесовозные узкоколейные, учёту не подлежали.23.jpgИ даже после того, как первый локомотив прибыл в Сумы в январе 1878 года, железнодорожные перевозки сохранили свой промышленный характер, а из 150 вагонов движимого состава Сумского участка лишь 12 были пассажирскими (т.е. 8%).24.jpgНо для историков куда важнее, чтобы ключевые биографические аспекты Харитоненко не выходили за рамки официально принятых датировок, которые сочинялись людьми на более высоком уровне. И примеры таких манипуляций наглядно демонстрируют карты Дж. Х. Колтона.25.jpgНа одной из них, датируемой 1856 годом, известный американский картограф нанёс все железнодорожные линии, проложенные на тот момент в России.26.jpgИ выясняется, что Санкт-Петербург уже тогда был соединён не только с Москвой, но и с Одессой.27.jpgХотя по официальной истории Одесскую железную дорогу построят лишь через 10 лет.28.jpgМосковско-Курскую дорогу откроют ещё позже – в июле 1869 года.29.jpgА южное направление магистрали, странным образом, проходит по пути чумацких караванов: Белгород, Харьков, Полтаву и Кременчуг.30.jpgКосвенным подтверждением наличия ж. д. до Одессы может служить история посещения Александром II Севастополя в октябре 1855 года во время Крымской войны. Чтобы добраться до осаждённого города, Императору необходимо было преодолеть расстояние в 2 тыс. км.31.jpgВряд ли царственная особа выбрала бы для такого путешествия дилижанс, учитывая комфорт этого транспорта, или водный маршрут, который был непредсказуем и потребовал бы постоянных пересадок.32.jpgИнтересен и тот факт, что Александр II посетил город после того, как противник в сентябре уже овладел Малаховым курганом и вступил в Севастополь.33.jpgТакая официальная трактовка событий не ошибочна, и не случайна. Она лишний раз подтверждает тот факт, что коалиция в составе Англии, Франции и Турции не воевала против России, а помогала ей подавить мятежные регионы, которые вышли из подчинения центральной власти.34.pngКроме этого, царь пребывал в войсках действующей армии больше месяца без риска быть убитым или захваченным в плен. Это равнозначно тому, если бы в разгар Сталинградской битвы 1942 года в город наведался сам Адольф Гитлер. Вот так коснись одной лжи, а она как снежный ком…35.jpgТак же и с рафинадным заводом. Сегодня любого, кто заявит, что сможет его построить без электроэнергии, квалифицированной рабочей силы и машин – сочтут мошенником. А вот Харитоненко, который 150 лет назад, с тремя классами образования, справился с этой задачей - аферистом никто не считает.36.jpgХотя, по сути, Иван Герасимович провёл такие же полномасштабные раскопки, как и Джон Юз, и для этого ему понадобилась всего лишь сотня рабочих, вооружённых киркой и лопатой.37.jpgКак видно на картах Шуберта от 1869 года, вся эта возня происходила в отнюдь не безлюдном районе.38.jpgНаправление на северо-восток к слободе Лука было одно из самых популярных.39.jpgИ если перенести старые дороги на современную карту, то окажется, что многие строения находились на своих местах задолго до строительства завода.40.jpgВсе они носят следы глобальной катастрофы, оценить масштабы которой можно взглянув на объездную дорогу (ныне ул. Харитоненко), которую открыли в 1978 году.41.jpgНа примере её строительства можно понять, какой объём грунта нужно убрать, чтобы увидеть допотопные здания в их первозданном виде.42.jpgЭто Сумской областной лечебно-физкультурный диспансер.43.jpgЕго полуподвальные окна словно просятся, чтобы их откопали.44.jpgВходные двери переделаны из оконных проёмов.45.jpgА на заднем дворе для спуска в подвал слепили вот такой удобный погребок.46.jpgВ советское время диспансер обложили плиткой, надстроили этаж, а при строительстве дороги, снесли левое крыло.47.jpgДальше, по направлению улицы, находятся бывшие общежития рафинадного завода.48.jpgМестами окна находятся прямо на уровне земли.49.jpgТам же, где грунта убрали больше, сразу обнаруживаются «подвальные» этажи.50.jpgНекоторые, из которых, оказываются пригодными для проживания…51.jpgБывшее здание заводоуправления, на фоне проходной, кажется погруженным в грунт.52.jpgДвери говорят сами за себя.53.jpgОкна тоже.54.jpgА вот со стороны завода дом неожиданно принимает совершенно другой облик.55.jpgЭто скорее старинный замок, нежели контора.56.jpgА его «промышленный стиль» имеет много общего с башней Дворца Лещинских.57.jpgУдивительно и то, что за 38 лет существования Павловского завода, до его перестройки, ни один из Харитоненко не захотел запечатлеть предприятие во всех подробностях.58.jpgСамая известная фотография заретуширована и сделана издалека. Возможно, причина в том, что главное здание завода даже близко не напоминало промышленный объект. И это было так явно, что смущало даже его владельцев, и гордость всего города поспешили разобрать сразу же после пожара 1907 года.59.jpgПосле этого табу было снято, и на руинах завода даже запечатлели церемонию освящения закладки новых цехов.60.jpgВ здании №18, которое с первого взгляда может показаться одноэтажным, раньше находилась бухгалтерия.61.jpgНа деле его просто недостаточно откопали. В советское время дом перевели в жилое помещение, отгородив забором.62.jpgВход с торца замуровали, а новые двери переделали из оконных проёмов.63.jpgВысота потолков оказалась 3,5 метра.64.jpg65.jpgА уровень пола в помещениях первого этажа почему-то ниже уровня земли.66.jpgОфициально подвалов в доме как бы нет. Зато есть погреб, стены, и перекрытия которого реставрировались ещё во времена перестройки завода.67.jpgНапротив него, выше на уклоне, расположился ещё один интересный дом №12, также приписанный к заслугам Харитоненко.68.jpgЭто бывший барак.69.jpgИ хотя его запросто можно спутать с каким-нибудь купеческим домом, считается, что таким образом Иван Герасимович проявлял свою любовь к рабочему классу. 70.jpgПоражают срезанные под 45 градусов откосы.71.jpg73.jpgИ рекордная высота потолков - 4,3 метра.72.jpgСо стороны дороги окна хоть и возвышаются над землёй, пола всё равно находятся ниже уровня земли.74.jpgДом так же оборудован «подвалами».75.jpgРаньше в них располагался ЖЭК.76.jpgИ, несмотря на то, что здание стоит на возвышенности, откапать «подземный» этаж так никто и не решился.77.jpgГораздо проще, оказалось, вот так нелепо пристроить к нему ещё один дом.78.jpgФакт эстетического вандализма запечатлен на той же фотографии 1908 года.79.jpgИ хотя пристройку с тех пор переделали.80.jpgОстаётся загадкой, почему её изначально соорудили не на одной линии с двухэтажным домом…81.jpgНо ничто так не тешило купеческое тщеславие и амбиции, как награды и чины. 31 декабря 1871 года Иван Харитоненко получает Орден Святой Анны III степени за отличное усердие на службе и значительные пожертвования при устройстве Сумской городской больницы. Под «усердием на службе» вероятно, подразумевалось использование служебного положения при строительстве своего же завода! А под «значительными пожертвованиями», наверное, подразумевались те жалкие 2,5 тыс. рублей, которые Харитоненко выделил на обустройство новой больницы для города.82.jpgНа деле это оказалось обычное деревянное строение на каменном фундаменте, в котором были барак, три павильона для больных, контора, кухня, баня и покойницкая.83.jpgКак-то это не вяжется с образом великого благотворителя, учитывая, какую контору он «выстроил» для своего Торгового дома «И. Харитоненко с сыном» вначале улицы Троицкой.84.jpgНесмотря на то, что строение находится в нескольких десятках метрах от реки, его также решили оборудовать «подвалами». Строителей не смутили ни грунтовые воды, ни даже весенние разливы.85.jpgХотя в результате паводков уровень воды в реках подымался на 5-7 метров.86.jpgПосле реконструкции дома в 1913 году зданию надстроили ещё один этаж.87.jpg88.jpg89.jpg90.jpg91.jpgНо подвалы оставили…92.jpg17 мая 1872 года, определением Правительствующего Сената, Харитоненко с женой Натальей и сыном Павлом был возведён в Потомственные Почетные граждане. Это повысило их социальный статус, хотя каких-либо особых привилегий оно не давало.93.jpgВ том же году, продолжая неустанно в поте лица «трудиться» на своём общественном поприще, Иван Герасимович прикупил для себя земли в селе Пархомовка Харьковской области.94.jpgСо свойственной ему скоростью, он «строит» здесь сахарный завод, конторское здание, дом управляющего и общежитие для работников.95.jpgИстория практически ничем не отличается, от той, что произошла в посёлке Кияница. Харитоненко попросту скупил по дешёвке у разорявшегося графа Подгоричани сахарное дело, а позднее, и его имение вместе с усадьбой. 96.jpgКроме этого, в октябре 1872 года, он приобретает земли в селе Красная Яруга у помещицы М. С. Бибиковой за 234 тыс. рублей (7,6 млн. долларов).97.jpgВ имение было 1949 десятин земель, 529 десятин леса, дом владельца и хозяйственные постройки.98.jpgВ 1873 году Иван Герасимович «строит» здесь сахарный завод, который уже через год начнёт выдавать первую продукцию. 99.jpgПричём, как оказалось, предприятие возводили немцы и англичане, а сахарную свёклу в экономиях выращивали до его строительства.100.jpgА в Сумах, на улице Соборной, в том же1873 году была открыта Первая женская прогимназия.101.jpgДата немного противоречивая, т. к. другие источники говорят, что в этом году земство только приобрело участок под его застройку.102.jpgЕщё одни источники утверждают, что это уже была 4-классная прогимназия, а в 1873 году её уже реорганизовали в 7-классную.103.jpgВероятно, в архивных документах, была утрачена логическая последовательность появления гимназии, и этот год был единственным, который в них фигурировал. В то же время дата противоречила другим событиям города, что и породило вокруг неё такое количество интерпретаций. 104.jpgВедь маловероятно, чтобы в самом центре города мог пустовать участок земли размером в 1300 кв. метров.105.jpgВ отличие от других учебных заведений, здание Женской гимназии оказалось с асимметричными фасадами, но со следами привычных реконструкций.106.jpgДвери привычно переделаны из оконных проёмов, а под каждым окном первого этажа торчат полуподвальные окошки.107.jpgЧтобы скрыть это безобразие и убрать неудобное крыльцо, в начале XXI века перед центральной частью фасада соорудили огромный подиум.108.jpg109.jpgВ результате окна подвалов оказались под землёй.110.jpg111.jpgСо стороны реки цокольный этаж оставили без изменений, но прикрыли туями.112.jpgА заодно и входы в подвалы гимназии.113.jpgВряд ли такое архитектурное уродство было задумкой автора.114.jpgНо как всегда проект дома в архиве не сохранился.115.jpgЗато записи о пожертвованиях Харитоненко, в виде неприкосновенного капитала в 5 тыс. рублей, проценты от которого отчислялись на содержание гимназии – никуда не пропали…
Конец пятой части.

Tags: 1873, Ворожба, Джон Юз, Донецк, Женская гимназия, Иван Харитоненко, Колтон, Крымская война, Одесса, Павловский завод, Севастополь, Сумы, Харьков, Юз, Юзовка, дилижанс, железная дорога, завод, засыпанные города, казармы, сахарорафинадный
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment